Для начала отметим, что на нашей кафедре ведется подготовка по двум направлениям бакалавриата и одному направлению магистратуры. На бакалавриате обучаются студенты по направлениям:
1) Информатика и вычислительная техника, профиль - Автоматизированные системы управления производства (до 2020 г.), Программное обеспечение автоматизированных систем управления (с 2021 г.).
2) Прикладная информатика, профиль - Прикладная информатика в экономике (с 2000 г.)
Магистратура по направлению "Прикладная информатика", магистерская программа "Бизнес-модели и цифровые решения" (с 2020 г.).
Выпускники направления "Информатика и вычислительная техника" (далее - ИВТ), в первую очередь, получают профессиональные компетенции в области разработки программного обеспечения, web-приложений и автоматизации производства. Выпускники "Прикладной информатики" (далее - ПИЭ) являются специалистами по проектированию информационных систем для предприятий и системными аналитиками. Выпускники магистратуры - это руководители аналитических и ИТ-подразделений, системные аналитики и архитекторы информационных систем. Звучит масштабно, но туманно. А куда именно могут идти работать выпускники нашей кафедры? Для этого мы взяли ТОП-50 профессий в сфере ИТ и проанализировали, могут ли наши выпускники занять свою нишу на этом рынке.
За основу мы взяли ТОП-50 самых востребованных ИТ-профессий на рынке по данным сайтов вакансий и решили разобраться, насколько знания, умения и навыки, получаемые студентами кафедры информационных технологий и статистики, востребованы на рынке.
Итак, достаточно большое количество строк занимают разработчики на разных языках: Java, C#, PHP, Kotlin и пр. Студенты бакалавриата на нашей кафедре изучают дисциплины "Программирование" и "Объектно-ориентированное программирование", где осваивают языки программирования Java, C#, Python, что позволяет им занять позиции разработчиков по соответствующим языкам. На третьем курсе студенты направления ИВТ целый год осваивают разработку многоуровневых приложений, сетевые и интернет-технологии, что способствует их развитию как web-разработчиков. Студенты ПИЭ также изучают web-разработку, но в меньшем количестве.
Отдельный пул ИТ-профессий посвящен различного рода аналитике. Системный аналитик, бизнес-аналитик, аналитик в области CRM, аналитик в ETL-системах и пр. - это все совершенно разные специалисты, которые анализирую различные данные и способствуют развитию ИТ-инфраструктуры на предприятиях. На направлении ПИЭ изучается большой пул дисциплин, связанный с этими направлениями, в частности "Управление бизнес-процессами", "Системы управления процессами и эффективностью бизнеса", "Системная инженерия", "Информационно-аналитические системы" и пр. Студенты ИВТ также могут попробовать себя на этом поприще, однако большой объем материала придется изучить самостоятельно.
Многие ИТ-профессии являются узкоспециализированными, например, специалист по машинному обучению, специалист по 3D моделированию, аналитик качества ПО. Другие, наоборот, включают в себя целые направления, к примеру, разработчик-универсал, инженер технической поддержки, инженер-программист и пр. Конечно, невозможно изучить все. Для этого у ИТ-специалиста впереди длинный путь к вершине своей карьеры. Поэтому, некоторые языки программирования и технологии не включены в программы подготовки бакалавров. Однако, на нашей кафедре студенты получают фундаментальные и прикладные знания в различных областях ИТ, способствуя разностороннему развитию и предоставляя возможности выбрать несколько карьерных путей. И, даже если студент выбирает профессию не совсем подходящую под осваиваемую программу, он все равно сможет быстро войти в курс дела!
Ниже представлена таблица, в которой указано, какие профессии можно освоить на направлениях нашей кафедры и на каких дисциплинах это осуществляется. Если в таблице указано "частично", значит в рамках дисциплины затрагиваются некоторые моменты, необходимые для данной профессии, однако их недостаточно для полного понимания.
Топ | Профессия | % от вакансий топ-50 | Изучение на направлении "Информатика и вычислительная техника" | Изучение на направлении "Прикладная информатика" |
1 | Разработчик на языке программирования Java | 11,69 | Объектно-ориентированное программирование (2-й курс) | Объектно-ориентированное программирование (2-й курс) |
2 | Аналитик данных | 10,09 | Статистические и эмпирические методы компьютерных наук (2-й курс) | Статистические и эмпирические методы компьютерных наук (2-й курс) |
3 | Разработчик на языке программирования C# | 8,86 | Программирование (1-й курс) | Программирование (1-й курс) |
4 | Разработчик на языке программирования PHP | 7,17 | Разработка многоуровневых приложений (3-й курс) | Разработка сайтов и интернет-приложений (3-й курс) |
5 | Специалист службы поддержки | 6,57 | Дисциплины направления подготовки (1-2 курс) | Дисциплины направления подготовки (1-2 курс) |
6 | Продуктовый аналитик | 5,28 | Не изучается | Сетевая экономика (3-й курс) |
7 | Разработчик на платформе 1С | 5,01 | Не изучается | Автоматизация прикладных экономических процессов (4-й курс) |
8 | Разработчик на языке программирования Kotlin | 3,67 | Объектно-ориентированное программирование (2-й курс) - частично | Объектно-ориентированное программирование (2-й курс) - частично |
9 | Системный администратор | 3,48 | Вычислительные системы, сети и телекоммуникации (2-й курс); Сетевые и интернет-технологии (3-й курс) | Вычислительные системы, сети и телекоммуникации (2-й курс) - частично |
10 | Системный аналитик | 3,11 | Моделирование систем (2-й курс) - частично | Проектирование информационных систем (2-3 курсы); Системная инженерия (3-й курс) |
11 | Бизнес-аналитик | 2,96 | Моделирование систем (2-й курс) - частично | Управление бизнес-процессами; Системы управления процессами и эффективностью бизнеса (3-й курс) |
12 | Инженер технической поддержки | 2,88 | Дисциплины направления подготовки (1-2 курс) | Информационный менеджмент и управление ИТ-инфраструктурой предприятия (3-й курс) |
13 | Аналитик в области управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) | 2,65 | Не изучается | Проектирование систем управления взаимоотношениями с клиентами |
14 | Разработчик на языке программирования Python | 2,51 |
Программирование (1-й курс); Алгоритмы машинного обучения и разработка аналитических приложений (4-й курс) |
Программирование (1-й курс); Проектирование интеллектуальных информационных систем (3-й курс) |
15 | Продакт-менеджер | 2,31 | Управление программными проектами (3-й курс) - частично | Управление ИТ-проектами и автоматизация проектной деятельности (4-й курс) - частично |
16 | Разработчик-универсал (full-stack) | 1,97 | Проектирование архитектуры программного обеспечения (4-й курс) | Программная инженерия (3-й курс) - частично |
17 | Разработчик пользовательского интерфейса | 1,84 | Проектирование и дизайн пользовательских интерфейсов (3-й курс) | Не изучается |
18 | Разработчик на языке программирования Golang (Go) | 1,42 | Не изучается | Не изучается |
19 | Специалист по машинному обучению | 1,39 | Алгоритмы машинного обучения и разработка аналитических приложений (4-й курс) | Не изучается |
20 | Тестировщик программного обеспечения | 1,37 | Тестирование программного обеспечения (3-й курс) | Программная инженерия (3-й курс) - частично |
21 | Инженер по автоматизации жизненного цикла приложения (DevOps) | 1,52 | Проектирование архитектуры программного обеспечения (4-й курс) | Программная инженерия (3-й курс) - частично |
22 | Разработчик на языке программирования Objective-C | 1,70 | Не изучается | Не изучается |
23 | Специалист по юзобилити (UI/UX) | 1,28 | Проектирование и дизайн пользовательских интерфейсов (3-й курс) | Не изучается |
24 | Разработчик на языке программирования Ruby | 1,24 | Не изучается | Не изучается |
25 | Руководитель команды разработки (teamiead) | 1,16 | Управление программными проектами (3-й курс) - частично | Управление ИТ-проектами и автоматизация проектной деятельности (4-й курс) - частично |
26 | Инженер по внедрению | 1,01 | Не изучается | Проектирование информационных систем (2-3 курс) |
27 | Инженер по обработки естественного языка (NLP) | 0,83 | Не изучается | Не изучается |
28 | Инженер-программист | 0,80 | Проектирование архитектуры программного обеспечения (4-й курс) | Программная инженерия (3-й курс) |
29 | Геймдизайнер | 0,77 | Разработка мультимедийных приложений (4-й курс) | Не изучается |
30 | Разработчик на платформе 1С Битрикс | 0,59 | Управление информационными ресурсами (4-й курс) | Проектирование систем управления взаимоотношениями с клиентами |
31 | Специалист по верстке веб-страниц (веб-дизайнер) | 0,51 | Проектирование и дизайн пользовательских интерфейсов (3-й курс); Управление информационными ресурсами (4-й курс) | Разработка сайтов и интернет-приложений (3-й курс) |
32 | Руководитель проекта внедрения | 0,33 | Управление программными проектами (3-й курс) - частично | Управление ИТ-проектами и автоматизация проектной деятельности (4-й курс) - частично |
33 | Технический писатель | 0,33 | Основы технической документации (2-й курс) | Основы технической документации (2-й курс) |
34 | Специалист по сопровождению | 0,29 | Не изучается | Информационный менеджмент и управление ИТ-инфраструктурой предприятия (3-й курс) |
35 | Разработчик на языке программирования Swift | 0,29 | Не изучается | Не изучается |
36 | Специалист по 3D моделированию | 0,27 | Компьютерная графика (3-й курс) | Не изучается |
37 | Администратор баз данных | 0,17 | Базы данных (2-й курс); Распределенные базы и хранилища данных (3-й курс) | Базы данных (2-й курс) - частично |
38 | Веб-аналитик | 0,15 | Управление информационными ресурсами (4-й курс) | Сетевая экономика (3-й курс) |
39 | Технический директор | 0,13 | Не изучается | Информационный менеджмент и управление ИТ-инфраструктурой предприятия (3-й курс) |
40 | Аналитик в системах бизнес-аналитики (BI) | 0,09 | Распределенные базы и хранилища данных (3-й курс) - частично | Проектирование информационно-аналитических систем (4-й курс) |
41 | Специалист по искусственному интелекту | 0,09 | Алгоритмы машинного обучения и разработка аналитических приложений (4-й курс) | Проектирование интеллектуальных информационных систем (3-й курс) |
42 | Аналитик в области управления человеческими ресурсами | 0,09 | Не изучается | Не изучается |
43 | Аналитик в области информационной безопасности | 0,08 | Не изучается | Не изучается |
44 | Системный программист | 0,05 | Операционные системы (2-й курс) - частично | Операционные системы (2-й курс) - частично |
45 | Специалист по анализу и синтезу речи | 0,04 | Не изучается | Не изучается |
46 | Аналитик качества программного обеспечения | 0,04 | Тестирование программного обеспечения (3-й курс) | Не изучается |
47 | Разработчик информационных систем | 0,03 | Не изучается | Проектирование информационных систем (2-3 курс); Корпоративные информационные системы (3-й курс); Автоматизация прикладных экономических процессов (4-й курс) |
48 | Разработчик баз данных | 0,03 | Базы данных (2-й курс); Распределенные базы и хранилища данных (3-й курс) | Базы данных (2-й курс); Корпоративные информационные системы (3-й курс) |
49 | Аналитик в ETL-системах | 0,03 | Не изучается | Проектирование информационно-аналитических систем (4-й курс) |
50 | Разработчик мобильных приложений | 0,03 | Разработка мобильных приложений | Не изучается |
Здесь мы указали только профессии, осваиваемые на уровне бакалавриата. Про наше направление магистратуры "Бизнес-модели и цифровые решения" будет подготовлена отдельная статья.
Как можно увидеть из таблицы, выпускники нашей кафедры охватывают практически все профессии в области ИТ. Стоит отметить, что разделение на дисциплины указано весьма условно. В таблице отмечены дисциплины, в большей степени посвященные изучению определенной профессии. Однако, конечно же, приобретение знаний, умений и навыков по каждой профессиональной области происходит в совокупности при освоении всей программы подготовки бакалавриата.
При этом, при выборе направления необходимо задуматься о том, что абитуриенту интереснее - разработка программного обеспечения или проектирование информационных систем; web-технологии или аналитика. В следующих статьях мы также расскажем о том, какие компетенции получает выпускник по нашим направлениям подготовки.